Как просчитать эффективность бизнеса?

Сегодня речь пойдет об экономике молодых компаний, а точнее, об экономике в расчете на одного пользователя.


В рубрике «Дневник ЕВА»Евразийской Венчурной Академии, на Rusbase приглашенные спикеры рассказывают о своем опыте, делятся кейсами и дают советы начинающим.

Сегодня в «Дневнике» Алексей Шабаршин, основатель и генеральный директор ЕВА, объясняет, что такое unit economics. Ниже – полезные советы для тех, кто не силен в экономике: по каким показателям можно рассчитать эффективность бизнеса и расходы на привлечение клиентов.


Юнит-экономика (unit economics) – это расчет прибыли или убытка в расчете на одного клиента.

По сути, это ответ на вопрос: есть ли финансовый смысл в предприятии, его масштабировании, и где у компании точка безубыточности.

В доходах юнит-экономики учитываем выручку, полученную в среднем от одного пользователя. В расходах учитываем переменные расходы, которые необходимы для выполнения заказа клиента. Постоянные расходы не учитываем. Далее все просто – из выручки вычитаем переменные расходы, получаем прибыль (если повезет).


По теме: Как подготовить победную презентацию для инвесторов


А теперь поподробнее рассмотрим показатели, по которым можно определить, насколько хороша наша модель:

  •  CAC (Customer аcquisition сost) или CPA (Cost per acquisition) – стоимость привлечения одного клиента, который платит компании деньги. Например, если на кампанию по привлечению клиентов потрачено 200 тыс. рублей и она привлекла 400 новых клиентов, то CAC составит 500 руб. Нужно учитывать, что у компании должно быть несколько каналов привлечения. И на каждый канал САС будет разным. Конечно же, лучше использовать те каналы, которые обойдутся дешевле.
  •  CAC Payback – период времени, необходимый вам, чтобы прибыль от клиента перекрыла расходы на его привлечение.
  •  ARPU (Average revenue per user) – средний доход с привлеченного пользователя.
  •  LTV (Life time value) – показатель, по которому видно, сколько дохода приносит один клиент за все время пользования нашим продуктом. Например, если клиент использует сервис уже 3 года и каждый месяц платит по 350 рублей, а вы тратите на него 100 рублей в месяц, то LTV рассчитывается так: 3*12*(350 – 100) = 9000 рублей. Получается, что клиент за 3 года принесет вам 9000 рублей.
  •  COGS (Cost of goods sold) – переменные издержки.

Зачем нужны расчеты? Нужно понять, что работать вслепую – это откровенная глупость. Тем более, что на просчет модели нужно ну очень мало времени, а пользу это дает вполне ощутимую.


По теме: 16 метрик, которые должен знать предприниматель


Поэтому прежде, чем масштабировать свой бизнес, посчитайте его экономику и постарайтесь масштабировать именно прибыль. Практическую сторону этой модели и более сложные показатели мы с вами разберем уже в следующей статье.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *